Регистрация иностранных граждан по месту пребывания
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания
После прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства (далее в данной статье – иностранного гражданина) к месту своего пребывания на территории России ему следует побеспокоиться об оформлении регистрации по месту пребывания (о постановке на миграционный учет по месту пребывания).
Или, если быть точнее, то ему необходимо в установленном порядке, с соблюдением соответствующих сроков выполнить свою прямую обязанность и обратиться к принимающей стороне по вопросу оформления учета (регистрации) по месту пребывания.
Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Рассмотрим последовательность действий принимающей стороны, а также иностранного гражданина (лично обращающегося по вопросу регистрации), по осуществлению миграционного учета по месту пребывания.
Если исходить из содержания и смысла соответствующих требований российского законодательства, то принимающая сторона обязана, после предъявления ей иностранными гражданами документов, удостоверяющих личность и гражданскую принадлежность, миграционных карт, а также отрывных частей уведомлений о прибытии по прежнему месту пребывания (при их наличии) заполнить бланки уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания, независимо от их возраста.
К уведомлениям должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личности иностранных граждан, а также копии миграционных карт.
Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания
После подготовки вышеуказанных документов принимающей стороне следует с соблюдением установленных сроков представить в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания:
-
непосредственно (т. е., путем личного посещения указанного органа);
-
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр);
-
направить в установленном порядке почтовым отправлением (данный порядок рассмотрим ниже).
Читайте также:
Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ
Хотелось бы отметить, что возможность направления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в электронной форме российским законодательством не предусмотрена, а значит, исключена.
Соответственно, при личной подаче уведомления о прибытии в место пребывания (а также других необходимых документов) его бланк заполняется иностранным гражданином самостоятельно и с соблюдением установленных сроков подается в орган миграционного учета:
-
непосредственно (т. е., путем личного посещения указанного органа) либо через многофункциональный центр – при оформлении миграционного учета по месту пребывания в принадлежащее иностранному гражданину на праве собственности жилое помещение;
-
только непосредственно (т. е., путем личного посещения органа миграционного учета) – при наличии подтвержденных документально уважительных причин, которые не дают возможности принимающей стороне направить уведомление о прибытии в место пребывания и данный документ представляется иностранным гражданином самостоятельно.
Должностные лица соответствующего территориального органа Министерства внутренних дел России, сотрудники многофункционального центра, организации федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, обязаны проверить правильность изложенных в нем данных, а также наличие всех необходимых для регистрации по месту пребывания документов.
После указанной проверки ими должна быть незамедлительно проставлена отметка о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
Читайте также:
Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания
Во всех случаях при приеме уведомления органом миграционного учета, многофункциональным центром, организацией федеральной почтовой связи или гостиницей принимающая сторона или иностранный гражданин, который лично подает уведомление о своем прибытии, обязаны предъявить документ, удостоверяющий их личность и признаваемый в России в этом качестве.
После представления (направления) в орган миграционного учета указанными выше способами уведомления о прибытии иностранного гражданина принимающая сторона должна передать регистрирующемуся иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о его приеме.
В этой отметке о приеме уведомления в обязательном порядке должна быть проставлена подпись должностного лица или сотрудника, принявшего указанный документ, с расшифровкой его фамилии.
При этом соответствующая отметка, которая проставляется органом миграционного учета (или организацией федеральной почтовой связи, многофункциональным центром либо гостиницей) и является подтверждением исполнения, как принимающей стороной, так и регистрирующимся иностранным гражданином обязанностей по постановке на учет по месту пребывания.
Читайте также:
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания
Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания по почте
Как уже отмечалось ранее, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть направлено принимающей стороной в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России через учреждения почтовой связи ФГУП «Почта России».
При направлении уведомления по почте его бланк заполняется принимающей стороной в 2-х экземплярах. При этом правильность заполнения уведомления проверяется оператором почтовой связи.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть принято сотрудником ФГУП «Почта России» только при предъявлении принимающей стороной документа, удостоверяющего его личность.
Как правило, таким документом является паспорт гражданина РФ или национальный паспорт иностранного гражданина, постоянно проживающего в России, т. е., имеющего вид на жительство в стране.
К уведомлению должна быть приложена копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а также копия миграционной карты. В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.
С другой стороны, для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в России, копия миграционной карты может принимающей стороной и не представляться.
В этом случае должностные лица органа миграционного учета обязаны проверить на основании имеющихся у них сведений данные об иностранном гражданине. При этом должна быть использована информация, содержащаяся в Государственной информационной системе миграционного учета.
Услуга по приему сотрудниками почтового учреждения ФГУП «Почта России» уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания является платной, ее стоимость на день написания данной статьи составляла 216 рублей (стоимость данной услуги может изменяться, рекомендуем ее размер уточнять у оператора почтовой связи).
Кроме услуги по приему указанного уведомления принимающей стороной должна быть также дополнительно оплачена стоимость его пересылки в орган миграционного учета в соответствии с действующими тарифами.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания пересылаются сотрудниками ФГУП «Почта России» в территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и с описью вложения.
После приема у принимающей стороны указанного уведомления оператором почтовой связи выдается квитанция об отправке почтового отправления, один экземпляр описи вложения в него, а также отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью оператора.
Данная отметка и является подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином обязанностей по оформлению иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания.
Читайте также:
Утрата или порча уведомления о прибытии иностранного гражданина
Получение вида на жительство в РФ
Следует знать, что иностранный гражданин, прибывший на территорию России и не имеющий права на проживание (временное или постоянное) на ее территории, имеет право исключительно на временное пребывание в России.
Это означает, что он может оформить только миграционный учет по месту пребывания. Право на регистрацию по месту жительства у него отсутствует.
Иностранному гражданину следует неукоснительно соблюдать установленные российским законодательством правила регистрации по месту пребывания, так как это его обязанность.
Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ
Общие сроки, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания
В соответствии с общим правилом, установленным российским законодательством, вышеуказанные лица обязаны представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее семи рабочих дней со дня его фактического прибытия в место пребывания.
Читайте также:
Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Заполнение уведомления о прибытии онлайн
Если же иностранный гражданин прибыл для временного пребывания в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха и др., то уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.
Но в рассматриваемом случае принимающей стороной выступает администрация соответствующей организации (учреждения), а значит, именно на ее должностных лицах и лежат все обязанности по осуществлению миграционного учета иностранных граждан, а значит, и по соблюдению сроков, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.
Читайте также:
Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания
Но, как это часто бывает, из общего правила (в данном случае закрепленного п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») имеются весьма существенные исключения.
Исключения, увеличивающие сроки, в которые следует оформить регистрацию по месту пребывания
Указанные ранее исключения носят характер, своего рода, льгот для граждан определенных иностранных государств, так как значительно увеличивают сроки, в течение которых в орган миграционного учета должно быть в обязательном порядке направлено уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, т. е., для них значительно увеличиваются сроки, в которые необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.
В этой связи можно выделить две категории иностранных граждан:
-
Граждане государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе (заключен в гор. Астане, 29 мая 2014 г.), прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию России, а также члены их семьи, на взаимной основе, освобождаются от обязанности регистрации по месту пребывания (от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда в страну.
Но даже среди государств-членов указанного Договора, особым правовым положением в России обладают граждане Республики Беларусь, которые, также на взаимной основе, оформляют миграционный учет по месту пребывания на территории страны без предоставления миграционной карты в течение 90 дней со дня прибытия к месту пребывания.
-
Граждане Украины в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г. освобождаются от необходимости оформления регистрации по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию.
На наш взгляд, именно для граждан Украины в настоящее время действуют наиболее льготные и весьма привилегированные условия для временного пребывания на территории России (в сравнении с гражданами всех иных иностранных государств), в том числе, в отношении сроков, в которые им, возможно, будет необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.
За нарушение режима пребывания на территории страны (а также правил въезда в Россию) предусмотрена очень серьезная административная ответственность в виде административного штрафа и, в некоторых случаях - в виде административного выдворения за пределы России (ст. 18.8. КоАП РФ).
Хотелось бы обратить внимание, что в повседневной жизни миграционный учет (регистрацию) по месту пребывания очень часто еще называют временной регистрацией или временной пропиской иностранного гражданина. Но это не верно.
Поэтому во избежание в будущем при чтении статей данного раздела нашего сайта путаницы хотелось бы сразу же обратить особое внимание: для всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства российское законодательство на территории страны предусматривает только два, своего рода, вида регистрации: учет (регистрация) по месту пребывания (аналог временной регистрации или временной прописки), которую мы и рассматриваем в данном разделе нашего сайта, а также регистрацию по месту жительства (аналог постоянной регистрации или постоянной прописки).
О регистрации по месту жительства постоянно проживающих в России иностранных граждан читайте в этой статье нашего сайта. регистрация по виду на жительство.
Давайте внимательно рассмотрим все важные обстоятельства, связанные с регистрацией по месту пребывания иностранных граждан, временно прибывших на территорию России либо изменивших место прежнего временного пребывания на территории страны, и при этом не имеющих права на временное проживание (т. е., не имеющих разрешения на временное проживание в России) либо права на постоянное проживание (т. е., не имеющих вида на жительство в России).
Читайте также:
Получение вида на жительство в РФ
Получение разрешения на временное проживание в РФ
Действия иностранного гражданина при оформлении миграционного учета
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в России носит уведомительный характер.
Это означает, что при выполнении принимающей стороной и иностранным гражданином своих обязанностей в связи с миграционным учетом по месту пребывания, соответствующие чиновники не имеют права отказать в его оформлении по каким-либо надуманным причинам, например, из-за соображений нецелесообразности.
Итак, для оформления регистрации по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания на территории России обязан предъявить (но не передать!) принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и гражданскую принадлежность, а также миграционную карту.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что при оформлении иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания изъятие у него принимающей стороной документа, удостоверяющего личность (национального паспорта) и миграционной карты категорически запрещено.
В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.
Читайте также:
Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания
И все!
Как не удивительно, на этом обязанности прибывшего в Россию иностранного гражданина по осуществлению миграционного учета по месту пребывания заканчиваются.
Ему остается лишь после оформления регистрации по месту пребывания получить от принимающей стороны отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о приеме указанного уведомления.
Читайте также:
Бланк и образец уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Кто может являться принимающей стороной при регистрации по месту пребывания
Давайте разберемся, кто же в соответствии с российским законодательством может быть принимающей стороной при оформлении иностранному гражданину регистрации по месту пребывания на территории России.
Принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина стороной могут являться - гражданин России или постоянно проживающий в России (имеющий вид на жительство в России), иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Именно указанные физические лица и являются на практике самыми распространенными представителями принимающей стороны.
Однако следует знать, что в соответствии с российским законодательством принимающей стороной могут также являться, например, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства и т. п.
Таким образом, как видно, регистрация иностранного гражданина по месту пребывания (в отличие от регистрации иностранного гражданина по месту жительства), может осуществляться как в жилые, так и в нежилые помещения.
В каких случаях иностранный гражданин должен лично обратиться по вопросу оформления регистрации по месту пребывания
Ранее мы рассмотрели общее правило, в соответствии с которым по вопросу оформления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину следует обратиться к принимающей стороне.
Однако, из общего правила имеются исключения, если:
-
Прибывший в Россию иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение, которое находится на территории страны, то он может заявить это помещение в качестве места своего временного пребывания.
Это означает – он имеет право оформить в нем миграционный учет по месту пребывания.
Для его оформления данный иностранный гражданин должен лично представить уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
К указанному уведомлению, наряду с миграционной картой и документом, удостоверяющим личность, также необходимо дополнительно приложить копию документа, который подтверждает право собственности на соответствующее жилое помещение.
Но, с другой стороны, в соответствии с российским законодательством в данном случае иностранный гражданин имеет право и не представлять документы или их копии, подтверждающие право пользования жилым помещением, если имеющиеся в них сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.
-
Имеются подтвержденные документально уважительные причины, которые не дают возможности принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
В этом случае для регистрации по месту пребывания данное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно соответствующим иностранным гражданином.
К указанному уведомлению и другим необходимым документам, также необходимо дополнительно приложить документы, подтверждающие уважительность причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление, а также копию документа, удостоверяющего личность гражданина России или постоянно проживающего в России иностранного гражданина, являющегося принимающей стороной либо копию документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации, выступающей в качестве принимающей стороны.
Читайте также:
Утрата или порча уведомления о прибытии иностранного гражданина